19.11.2019

Приватизация и укрепление рынка Украины

Хотя за последние несколько лет не было проведено ни одной крупной приватизации, начало было положено с продажи отдельных государственных предприятий (ГП) . После утверждения нового закона О приватизации в феврале этого года власти наняли авторитетных консультантов для приватизации шести госпредприятий. Тендер на продажу энергогенерирующей компании «Центрэнерго» будет объявлен к концу 2018 года, а шесть компаний, включенных в приоритетный список, к началу 2019 года. Мелкая приватизация, т. е. продажи активов под 250 млн грн (около$ 9 млн), были успешно запущены в сентябре 2018 года, при этом несколько небольших компаний уже проданы. Был подготовлен проект закона о создании прозрачного рынка сельскохозяйственных земель, и власти будут наращивать техническую подготовку и информационно-пропагандистскую работу, чтобы повысить общественную поддержку принятия закона после сезона выборов. 

Управление ГП будет и впредь совершенствоваться . После назначения новых мажоритарно-независимых наблюдательных советов в государственной газовой компании «Нафтогаз», железнодорожной компании «Укрзализныця» и электроэнергетической компании «Укрэнерго» процесс отбора независимых наблюдательных советов для некоторых других крупных госпредприятий, включая аэропорт Борисполь и «Укрпочты», идет полным ходом через УУБ https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/reglament-prozorro. Для уточнения и укрепления полномочий этих вновь назначенных наблюдательных советов и предоставления их членам юридического иммунитета и компенсации власти будут добиваться одобрения парламентом закона Об управлении ГП. Внешние аудиты крупнейших госпредприятий будут проводиться авторитетными международными компаниями.

Предпринимаются также усилия по более точной оценке фискальных рисков, исходящих от государственных предприятий. В Министерстве финансов уже создан отдел управления финансовыми рисками. Дальнейшие шаги УУБ tender.uub.com.ua будут включать создание всеобъемлющей системы управления налоговыми рисками и принятие необходимых законодательных изменений для более эффективного управления и снижения налоговых рисков и повышения эффективности управления государственными активами и долгом (включая государственные гарантии, государственно-частное партнерство и заимствования местных органов власти).

За последние два года власти существенно упростили нормативно-правовую базу, в частности, путем пересмотра и отмены не относящихся к делу подзаконных актов; упорядочения процедур получения разрешений и лицензий; и повышения ясности и прозрачности в секторах строительства, телекоммуникаций и природных ресурсов. Власти продолжат дальнейший пересмотр и рационализацию регулирования , в частности, путем сокращения времени, необходимого для выделения земельных участков, упрощения доступа к геологической информации, пилотного проведения онлайн-аукционов на получение лицензий на недропользование, внедрения риск-ориентированных подходов к аудитам и проверкам со стороны государственных органов, упрощения использования кассовых аппаратов за счет внедрения новых технологий и расширения возможностей проведения безналичных операций, а также введения санкций за нарушение правил оборота наличных денежных средств.